15 апреля 2021 года выпускники 11-х классов МБОУ Тарасово-Меловской СОШ напишут итоговое сочинение. «Зачет» по нему является допуском к ГИА (государственной итоговой аттестации), то есть ЕГЭ (единого государственного экзамена — для поступающих в вузы) и ГВЭ (государственного выпускного экзамена — для тех, кто не планируют поступать в вузы).
Дополнительные сроки — 5 мая и 19 мая 2021 года. Написать сочинение в дополнительные сроки смогут выпускники, получившие за сочинение «незачет», либо пропустившие его написание в основной срок по уважительной причине, подтвержденной документально.
Сколько по времени можно писать итоговое сочинение
Продолжительность выполнения сочинения составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В этот отрезок не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников сочинения, заполнение ими регистрационных полей и др.).
Итоговое сочинение начинается в 10.00 по местному времени.
Тематические направления итогового сочинения в 2020/21 учебном году
Всего направлений пять.
«Забвению не подлежит»
Здесь можно порассуждать о значимых исторических событиях, деятелях, общественных явлениях, достижениях науки и культуры, оказавших влияние на развитие общества. Литературным материалом могут послужить как художественные произведения, так и публицистика или мемуарная проза.
«Время перемен»
Меняющийся мир с его проблемами и противоречиями и то, перед каким выбором перемены ставят человека — еще один интересный предмет для рассуждения. Литературный материал: художественные произведения, мемуары, публицистика и научная литература.⠀
«Я и другие»
Взаимодействие между людьми, личностью и обществом, самоопределение человека — вопросы, о которых можно поразмышлять в рамках данных тем, опираясь на литературный материал и личный опыт. В основу сочинения могут лечь рассуждения о причинах возникновения и способах разрешения межличностных конфликтов, о путях достижения понимания и согласия между людьми.
«Разговор с собой»
Это темы для тех, кто хочет порассуждать, что значит «быть самим собой», об опасности внутреннего разлада, о совести и поисках смысла жизни. Темы этого направления нацеливают на самоанализ, осмысление опыта других людей или поступков литературных героев, стремящихся понять себя.
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Темы этого направления приглашают к размышлению о культурных запросах современного человека, его литературных пристрастиях, жизненной позиции, о сходстве и различиях между ним и его предшественниками, о влиянии молодого поколения на формирование будущего мира.Чем можно пользоваться во время сочинения?
Во время проведения итогового сочинения на рабочем столе участников помимо бланка регистрации и бланков записи (дополнительных бланков записи) находятся:
• ручка (гелевая или капиллярная с чернилами черного цвета);
• документ, удостоверяющий личность;
• орфографический словарь, выданный по месту проведения итогового сочинения;
• листы бумаги для черновиков, выданные по месту проведения итогового сочинения;
• лекарства и питание (при необходимости);
• специальные технические средства (при необходимости).
Участники итогового сочинения выполняют работу на черно-белых бланках регистрации и бланках записи формата А4.
В день проведения итогового сочинения участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации.
Требования к сочинению, по которому будут оценивать его два основных требования следующие: объем и самостоятельность.
Рекомендуемое количество слов — от 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом.
Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то ученик также получает «незачет».Кроме того, итоговое сочинение оценивается по следующим критериям: «Соответствие теме», «Аргументация. Привлечение литературного материала», «Композиция и логика рассуждения», «Качество письменной речи», «Грамотность». Что сделать в последние дни перед итоговым сочинением
Повторить выбранные произведения, возможно, перечитать, чтобы не допустить фактических ошибок в именах, сюжете, за что может быть снижен балл. Возможно, изучить дополнительные произведения.
Повторить правила русского языка, сделав упор на своих слабых местах относительно грамотности: правилах в орфографии, синтаксисе и т. д. В перспективе это потребуется на обязательном экзамене по русскому языку, поэтому повторение будет совсем не лишним.
Как узнать результаты
С результатами итогового сочинения (изложения) участники могут ознакомиться в образовательных организациях или в местах регистрации на участие в итоговом сочинении (изложении).
Результат итогового сочинения (изложения) как допуск к ГИА-11 действителен бессрочно.Сочинение как индивидуальное достижение при поступлении в вузы
В вузах на некоторые специальности (как правило — гуманитарного профиля) могут быть учтено итоговое сочинение. Поступающему не требуется представлять документы, подтверждающие получение такого индивидуального достижения.
В целом сумма баллов, начисленных поступающему за индивидуальные достижения, не может быть более десяти.
ТРЕБОВАНИЯ К СОЧИНЕНИЮ:
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ (ИЗЛОЖЕНИЯ)»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).
Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.
Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЯ К ИЗЛОЖЕНИЮ:
ТРЕБОВАНИЕ № 1. «ОБЪЕМ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Рекомендуемое количество слов – 250-300.
Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 1 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
ТРЕБОВАНИЕ № 2. «САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ НАПИСАНИЯ ИТОГОВОГО ИЗЛОЖЕНИЯ»
Итоговое изложение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание изложения из какого-либо источника (работа другого участника, исходный текст и др.).
Если изложение признано несамостоятельным, то выставляется «незачет» за невыполнение требования № 2 и «незачет» за работу в целом (такое изложение не проверяется по критериям оценивания).
Если сочинение (изложение) не соответствует требованию № 1 и (или) требованию № 2, то выставляется «незачет» за соответствующее требование и «незачет» за всю работу в целом (такие итоговые сочинения (изложения) не проверяются по критериям оценивания).
Итоговое сочинение (изложение), соответствующее установленным требованиям, оценивается по критериям.
Критерии оценивания итогового сочинения и изложения образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, сближены, что видно из приведенной ниже сопоставительной таблицы:
Сочинение |
Изложение |
1. Соответствие теме |
1. Содержание изложения |
2. Аргументация. Привлечение литературного материала |
2. Логичность изложения |
3. Композиция и логика рассуждения |
3. Использование элементов стиля исходного текста |
4. Качество письменной речи |
|
5. Грамотность |